ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА

В работе был проведен проверочный прочностной расчет типового участка магистрального надземного трубопровода для транспортировки газа (далее трубопровод) (рис. 1).

 

Общий вид трубопровода
Рис. 1. Общий вид трубопровода

 

В универсальной программной системе конечно-элементного анализа ANSYS была построена расчетная модель участка трубопровода, к которому были приложены расчетные нагрузки и воздействия согласно СП 36.13330.2012 и СП 20.13330.2011. По результатам расчета полученные напряжения были сравнены с допускаемыми напряжениями, и сделан вывод о напряженно-деформированном состоянии участка.

Основными конструктивными элементами типового участка трубопровода являются (рис. 2):
- прямолинейные участки;
- слабоизогнутые компенсаторы.

 

 Основные конструктивные элементы трубопровода  Основные конструктивные элементы трубопровода
 а) прямолинейный участок  б) слабоизогнутый компенсатор
 Рис. 2. Основные конструктивные элементы

 

Трубопровод имеет следующие виды опор (рис. 3):
- «мертвые», ограничивающие участки трубопровода;
- «продольно-подвижные», расположенные между слабоизогнутым компенсатором и «мертвой» опорой;
- «свободно-подвижные», расположенные в зоне слабоизогнутого компенсатора.
Расстояние между опорами около 15 м.

 

 Виды опор трубопровода  Виды опор трубопровода  Виды опор трубопровода
 а) неподвижная (мертвая) опора  б) продольно-подвижная опора  в) свободно-подвижная опора
 Рис. 3. Виды опор

 

Для определения зон с максимальными эквивалентными напряжениями были проведены расчеты для летнего (расчетная температура +40°С) и зимнего (расчетная температура -60°С) периода.

Максимальные эквивалентные напряжения возникают на вершине компенсатора, в основной трубе, составляют 275 МПа в летний (рис. 4) и 288 МПа в зимний (рис. 5) период.

 

 Карта распределения эквивалентных напряжений в трубопроводе
 Рис. 4. Карта распределения эквивалентных напряжений в летний период, [Па]

 

 Карта распределения эквивалентных напряжений в трубопроводе
 Рис. 5. Карта распределения эквивалентных напряжений в зимний период, [Па]

 

Наибольшие суммарные перемещения возникают в вершине компенсатора, составляют 0,4 м в летний (рис. 6) и 0,8 м в зимний (рис. 7) период.

 

 Карта распределения суммарных перемещений в трубопроводе
 Рис. 6. Карта распределения суммарных перемещений в летний период
(масштабный коэффициент 10), [м]

 

 Карта распределения суммарных перемещений в трубопроводе
 Рис. 7. Карта распределения суммарных перемещений в зимний период
(масштабный коэффициент 10), [м]

 

 Результаты расчетов участка сведены в табл. 1.

 

Таблица 1. Результаты расчета участка

 Расчетная температура, [°С]  Эквивалентные напряжения, [МПа]  Суммарное перемещение, [м]
+ 40 275 0,4
- 60 288 0,8

 

Выводы:

1) При рабочих параметрах эксплуатации расчетные напряжения не превышают допускаемых напряжений R1 = 336 МПа. Эксплуатация участка возможна при проектных параметрах. Минимальный коэффициент запаса составляет 1,1.

2) При температуре -60 °С возможно наваливание трубы на стойки опоры в вершине компенсатора.

 

скачать "ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА"
Форум Специалисты О нас

Ссылка для цитирования в списке литературы:

CAE-CUBE: [Электронный ресурс]. URL: https://premierdevelopment.ru/ (дата обращения )

premierdevelopment.ru, все права защищены, 2015 - 2021

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.