ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА
В работе был проведен проверочный прочностной расчет типового участка магистрального надземного трубопровода для транспортировки газа (далее трубопровод) (рис. 1).
Рис. 1. Общий вид трубопровода |
В универсальной программной системе конечно-элементного анализа ANSYS была построена расчетная модель участка трубопровода, к которому были приложены расчетные нагрузки и воздействия согласно СП 36.13330.2012 и СП 20.13330.2011. По результатам расчета полученные напряжения были сравнены с допускаемыми напряжениями, и сделан вывод о напряженно-деформированном состоянии участка.
Основными конструктивными элементами типового участка трубопровода являются (рис. 2):
- прямолинейные участки;
- слабоизогнутые компенсаторы.
а) прямолинейный участок | б) слабоизогнутый компенсатор |
Рис. 2. Основные конструктивные элементы |
Трубопровод имеет следующие виды опор (рис. 3):
- «мертвые», ограничивающие участки трубопровода;
- «продольно-подвижные», расположенные между слабоизогнутым компенсатором и «мертвой» опорой;
- «свободно-подвижные», расположенные в зоне слабоизогнутого компенсатора.
Расстояние между опорами около 15 м.
а) неподвижная (мертвая) опора | б) продольно-подвижная опора | в) свободно-подвижная опора |
Рис. 3. Виды опор |
Для определения зон с максимальными эквивалентными напряжениями были проведены расчеты для летнего (расчетная температура +40°С) и зимнего (расчетная температура -60°С) периода.
Максимальные эквивалентные напряжения возникают на вершине компенсатора, в основной трубе, составляют 275 МПа в летний (рис. 4) и 288 МПа в зимний (рис. 5) период.
Рис. 4. Карта распределения эквивалентных напряжений в летний период, [Па] |
Рис. 5. Карта распределения эквивалентных напряжений в зимний период, [Па] |
Наибольшие суммарные перемещения возникают в вершине компенсатора, составляют 0,4 м в летний (рис. 6) и 0,8 м в зимний (рис. 7) период.
Рис. 6. Карта распределения суммарных перемещений в летний период (масштабный коэффициент 10), [м] |
Рис. 7. Карта распределения суммарных перемещений в зимний период (масштабный коэффициент 10), [м] |
Результаты расчетов участка сведены в табл. 1.
Таблица 1. Результаты расчета участка
Расчетная температура, [°С] | Эквивалентные напряжения, [МПа] | Суммарное перемещение, [м] |
+ 40 | 275 | 0,4 |
- 60 | 288 | 0,8 |
Выводы:
1) При рабочих параметрах эксплуатации расчетные напряжения не превышают допускаемых напряжений R1 = 336 МПа. Эксплуатация участка возможна при проектных параметрах. Минимальный коэффициент запаса составляет 1,1.
2) При температуре -60 °С возможно наваливание трубы на стойки опоры в вершине компенсатора.
скачать "ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ УЧАСТКА МАГИСТРАЛЬНОГО НАДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА" |